Мы сопровождаем самые разные жилищные дела, среди которых:
Жалобы в государственные структуры
по жилищным вопросам- Срок составления - 1 рабочий день
- Реальный метод для защиты своих прав
- 7 из 10 жалоб приносят реальный результат
Региональный государственный жилищный контроль (надзор)
Жилищная инспекция Воронежской области
В ходе проведения надзорных мероприятий выявлено 20 нарушений, в том числе:
- 6 нарушений правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (30% от общего количества выявленных нарушений);
- 6 нарушений правил пользования жилыми помещениями (30% от общего количества выявленных нарушений);
- 3 нарушения качества предоставления населению коммунальных услуг (15% от общего количества выявленных нарушений);
- 3 нарушения порядка расчета размера платы за жилищнокоммунальные услуги (15% от общего количества выявленных нарушений);
- 1 неисполненное предписание (5% от общего количества выявленных нарушений); 1 нарушение правил управления многоквартирными домами (5% от общего количества выявленных нарушений).
По результатам надзорных мероприятий выдано 16 предписаний об устранении выявленных нарушений. В рамках осуществления полномочий по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях:
- составлено 4456 протоколов об административных правонарушениях;
- вынесено 3264 постановления по делам об административных правонарушениях.
Общая сумма наложенных административных штрафов по постановлениям государственной жилищной инспекции Воронежской области и судов составила 30 млн. 260 тыс. рублей.
Контрольные мероприятия
Также проведенные инспекцией в осенне-зимние периоды 2022 года контрольно-надзорные мероприятия показали, что вопросы соблюдения обязательных требований к качеству коммунальных услуг по отоплению, горячему водоснабжению сохраняют свою актуальность.
В настоящее время организациям, ответственным за содержание многоквартирных домов, необходимо сосредоточить усилия на оптимальном завершении отопительного сезона 2022-2023 годов и на своевременной и качественной подготовке инженерных систем многоквартирных домов к эксплуатации в осенне-зимний период 2023-2024 годов.
В целях понижения социальной напряженности, а также для контроля при проведении обследования инженерных систем отопления, горячего водоснабжения, выявлении дефектов, разработке мероприятия по их устранению следует привлекать членов, председателей советов многоквартирных домов.
Кроме того, управляющим организациям необходимо обеспечить открытость сведений о размерах платежей за жилищно-коммунальные услуги, т.е. в порядке и сроки, установленные приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищнокоммунального хозяйства» размещать, актуализировать информацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, активнее вести диалоги с собственниками по интересующим их вопросам.
В тоже время мониторинг обращений граждан показывает, что во многих случаях причиной возникновения конфликтных ситуаций, споров между гражданами и управляющими организациям является отсутствие оформленных в письменном виде договоров управления.
Кроме того, в 2022 году большое количество обращений поступили с доводами о фальсификации протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах при смене управляющей организации. Такие обращения, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» перенаправлены в правоохранительные органы для организации проверки и принятия процессуального решения.
В 2022 году проанализировано выполнение товариществами собственником жилья требования, установленного пунктом 9 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому ежегодно в течение первого квартала текущего года товарищество собственников жилья обязано направлять копию реестра членов товарищества в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор.
Сведения о членах товарищества собственников жилья (копия их реестра) являются необходимыми в случае осуществления контрольнонадзорных мероприятий при проверке законности и обоснованности решений органов управления товарищества собственников жилья по вопросам установления размера платы за содержание жилого помещения, утверждения устава товарищества и внесения в него изменений, законности избрания коллегиальных и единоличных органов управления товарищества (правления и его председателя.
Таким образом, неисполнение товарищества указанной обязанности может повлечь административную ответственность по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В 2022 году поступили обращений граждан по вопросу активного навязыванию им услуг (работ) по установлению (устройству) систем видеонаблюдения, включению абонентской платы в единые платежные документы на оплаты жилищно-коммунальных услуг или выставление отдельных платежных документов специализированными организациями, оказывающими данные услуги.
При рассмотрении данных обращений установлено, что собственники помещений в многоквартирных домах решают вопросы установки системы видеонаблюдения на общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах, которые оформляются протоколами общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, содержащие решения об установлении (устройстве) систем видеонаблюдения в многоквартирных домах, введении абонентской платы за содержание данных систем, о поручении управляющим организациям заключить соответствующий договор со специализированной организацией, о включении абонентской платы в единый платежный документ на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Подобные вопросы не включены статьёй 44 Жилищного кодекса Российской Федерации в перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания.
Указанные решения, оформленные протоколами общих собраний собственников, следует рассматривать с учетом положений, предусмотренных главой 9.1 «Решения собрания» Гражданского кодекса Российской Федерации. С данными решения закон связывает гражданско-правовые последствия – возникновение (заключение) договорных отношений по оказанию соответствующих услуг по видеонаблюдению.
Проверка же деятельности специализированных организаций, предоставляющих услуги по устройству и содержанию систем видеонаблюдения, а также решений собраний по вопросам устройства систем видеонаблюдения и их содержанию, внесения абонентской платы за пользование данными системами в предмет регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами не входят.
В связи с этим в рамках действующего соглашения с Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области подобные обращения направлялись в указанный территориальный федеральный орган для рассмотрения с точки зрения соблюдения законодательства о защите прав потребителей. Кроме того, типичные нарушения обязательных требований связаны еще и с применением в расчетах некорректных сведений о площадях помещений многоквартирных домов при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению и за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Однако, необходимо отметить, что в данном вопросе наметилась положительная динамика в деятельности управляющих организаций наблюдается при установлении размера платы за жилое помещение; в части прозрачности деятельности управляющих организаций, достигаемой, как при личном общении граждан с должностными лицами управляющих организаций, так и при размещении информации о своей деятельности в ГИС ЖКХ.
Примеры успешной защиты прав жильцов по жалобе к ООО «АтомТеплоЭлектроСеть» в вопросе установления тарифов и стоимости коммунальных услуг
На основании доводов обращения жителям многоквартирного дома № 1 по ул. Коммунальной г. Нововоронежа Воронежской области государственной жилищной инспекцией Воронежской области проведена проверка, в ходе которой установлено, что ООО «АтомТеплоЭлектроСеть» расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению производило без учета площади нежилых помещений дома.
По результатам проверки государственной жилищной инспекцией Воронежской области выдано предписание о проведении перерасчета платы за коммунальную услугу по отоплению.
Не согласившись с предписанием, ООО «АтомТеплоЭлектроСеть» обратилось в Арбитражный суд Воронежской области, который признал предписание государственной жилищной инспекции Воронежской области законным. Далее ООО «АтомТеплоЭлектроСеть» обратилось с жалобой в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд. Жалоба осталась без удовлетворения.
В октябре 2022 года Арбитражный суд Центрального округа также отказал ООО «АтомТеплоЭлектроСеть» в удовлетворении жалобы (дело № А14-9110/2021).
В ходе проверки государственной жилищной инспекции Воронежской области было установлено, что муниципальное предприятие «Павловскводоканал» неправомерно производило начисление платы за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
По результатам проведенной проверки МП «Павловскводканал» выдано предписание, которым предприятию предписано произвести списание начисленной платы за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании и содержании общего имущества.
Арбитражный суд Воронежской области согласился с позицией государственной жилищной инспекции Воронежской области и отказал в признании незаконным предписания (дело № А14-20489/2021)
В ходе проверки государственной жилищной инспекции Воронежской области было установлено, что муниципальное предприятие «Павловскводоканал» неправомерно производило начисление платы за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
По результатам проведенной проверки МП «Павловскводканал» выдано предписание, которым предприятию предписано произвести списание начисленной платы за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании и содержании общего имущества.
Арбитражный суд Воронежской области согласился с позицией государственной жилищной инспекции Воронежской области и отказал в признании незаконным предписания (дело № А14-20489/2021)
Результаты по жалобе прав жильцов к ООО «ВАТД Домостроитель» г. Воронежа о перерасчете и доначислении объема тепловой энергии
В ходе проверки государственной жилищной инспекции Воронежской области было установлено, что в платежных документах ООО «ВАТД Домостроитель» произвело перерасчет (доначисление) жильцам в многоквартирном доме объема тепловой энергии, рассчитанного только для нежилых помещений.
При этом перерасчет (доначисление) произведено без учета объема потребленной тепловой энергии жилыми и нежилыми помещениями многоквартирного дома в целях содержания общего имущества.
По результатам проверки государственная жилищной инспекция Воронежской области пришла к выводу о нарушении ООО «ВАТД Домостроитель», которое выражалось в доначислении размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам жилых помещений без учета объема тепловой энергии, потребленной жилыми и нежилыми помещениями многоквартирного дома в целях содержания общего имущества и площади нежилых помещений.
ООО «ВАТД Домостроитель» выдано предписание о перерасчете (списании) произведенного в платежных документах по строке отопление перерасчета (доначисления) размера платы за коммунальную услугу по отоплению и корректировке размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственниками жилых помещений (с учетом объема тепловой энергии, потребленной жилыми и нежилыми помещениями многоквартирного дома в целях содержания общего имущества и площади нежилых помещений).
ООО «ВАТД Домостроитель» не согласившись с вынесенным предписанием, полагая его незаконным и нарушающим права, обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с требованием о признании его незаконным. Суды двух инстанций не нашли оснований для признания предписания незаконным и отказали ООО «ВАТД Домостроитель» в удовлетворении требований (дело № А14-12941/2021).
Подводя итог, стоит отметить, что большинство бытовых жалоб имеют положительную динамику их разрешения в пользу собственников МКД
Однако до 70% жалоб не получают желаемый отклик или разрешаются обычной “отпиской”. Для получения результата необходимо правильно составлять жалобу, указывая нормативно-правовое обоснование своих доводов и правильно формулируя фактические обстоятельства вашей ситуации.